YourFlorenceGuide
Ваял
Архангел Михаил
Как много может одно слово?
— почему "faciebat"?
Пьета — единственное подписанное произведение Микеланджело. Ни до нее, ни впредь, он уже никогда не оставит своего имени.

Джорджо Вазари в "Жизнеописаниях" рассказывает забавный эпизод , что какие-то парни из Ломбардии стояли перед Пьетой и восхищались. Пытались понять, кто ее автор и порешили, что это должен быть их земляк. Некто Гоббо ди Милано.

Довольные, они удалились, а Микеланьоло стоял рядом и все это слышал.

Той же ночью в сердцах он выбил на груди Богородицы свое имя.
Так ли все было на самом деле, нам уже не узнать, но эта подпись! Она говорит сама за себя.

Слова гениев не случайны.
Мне бы хотелось остановиться на выборе одного слова — FACIEBAT
Во времена Микеланджело художники уже подписывали работы. В старой базилике св. Петра (сегодняшней еще не было!) большинство произведений было подписано.

В XV в. подпись художника на латыни заканчивалась глаголом "fecit". Сделал, создал, написал. В совершенном виде.



А Микеланджело? Не подписывать же работу, как все! Шалить — так шалить.

Уверенной рукой он выбил "FACIEBAT" — делал, ваял, создавал.

Зачем? Не знал латыни?
Латынь он и правда не жаловал, но точно знал, что творил.

До эпохи Ренессанса, из далекого древнего Рима, дошел труд Плиния Старшего "Естественная история".
Со слов автора, когда гениальные мастера античности создавали шедевры, они не позволяли себе сказать "fecit".

Слишком ярким был акцент на собственные заслуги! Поэтому использовали нейтральное "faciebat" (Делал, создавал, был в процессе). Плиний говорит, что это было признаком скромности и помогало избежать зависти коллег.

Микеланджело же решил не скромничать: разбил свое имя на латыни на MICHAEL ANGELUS — Архангел Михаил и в конце приписал «FACIEBAT».

Самое совершенное свое творение он подписал, как это делали древние. Отдавая им дань, он говорит: я превзошел всех вас.
Всех, на кого равнялся и кем восхищался до сих пор, всех, кто был моими учителями.

Я не возродил античность, я пошел дальше нее.

Он скоро докажет это еще раз, создав для родной Флоренции гигантского мраморного Давида.

Но об этом… в следующей статье!
ещё статьи о микеланджело
Микеланджело был один год и жил он в семье кормилицы, жены камнетёса. Играл с детьми семейства, забавлялся камнями да резцами. Вдыхал мраморную пыль и делал первые детские шаги.

Мальчик рос, а мраморный гигант пылился на складах флорентийской Опера-дель-Дуомо.

Он ждал, когда рука гения окрепнет, чтобы достать из камня скрытую самим Богом скульптуру.
В скульптуре, живописи и архитектуре Микеланджело монументален. Он выходит за пределы себя. Протягивает руку к божественному, как тот Адам под сводом Сикстинской капеллы.

А его стихи обращены к себе. Его слово весомо, как мрамор.
Он не пишет, а ВАЯЕТ свой стих, отсекая ненужное. Дает форму мыслям и чувствам.
1516 год. Синьория, Дуомо, дворец Медичи. Все напоминало о годах отрочества под крылом Лоренцо Великолепного, но как же они были далеки!

Джованни Медичи, друг детских игр, теперь был Папой римским и заботился о продолжении рода и удержании власти в руках семьи. Для этого было две надежды: Джулиано, его брат, и Лоренцо, его племянник.